Содержание:
Международное сообщество пристально следит за конфликтом между США и Панамой относительно условий прохода американских правительственных судов через Панамский канал. Недавнее заявление Белого дома о достижении договоренности о бесплатном проходе вызвало немедленное опровержение со стороны Панамы, что лишь усилило напряженность между двумя странами.
Противоречивые заявления сторон
Управление Панамского канала (ACP) заявило о своем исключительном праве устанавливать тарифы за транзит и подчеркнуло, что никаких изменений в существующую систему сборов не было внесено. Это заявление резко контрастирует с позицией Государственного департамента США, который ранее объявил о якобы полученном праве на бесплатный проход американских судов, что, по их оценкам, должно было сэкономить «миллионы долларов ежегодно».
Обострение конфликта и визит Марко Рубио
Ситуация накалилась после визита госсекретаря Марко Рубио в страны Латинской Америки. Во время встреч с президентом Панамы Хосе Раулем Мулино и администратором канала Рикаурте Васкесом Моралесом он выразил обеспокоенность растущим влиянием Китая в регионе и потребовал «немедленных изменений». Рубио недвусмысленно дал понять, что, если Панама не предпримет соответствующих шагов, США будут вынуждены защищать свои интересы, опираясь на существующие двусторонние договоренности.
Историческая перспектива и стратегическое значение канала
Панамский канал, протяженностью 82 километра, играет ключевую роль в мировой торговле, соединяя Атлантический и Тихий океаны. Хотя он был построен США в начале XX века, в 1977 году президент Джимми Картер подписал исторический договор о постепенной передаче контроля Панаме. Этот процесс завершился 31 декабря 1999 года, символизируя полное восстановление суверенитета страны над стратегическим объектом.
Нынешний конфликт особенно примечателен на фоне неоднократных заявлений бывшего президента Дональда Трампа о необходимости вернуть контроль над каналом. Он неоднократно называл передачу водного пути Панаме «большой ошибкой» прошлых администраций.
Возможные пути решения
Несмотря на эскалацию конфликта, Управление Панамского канала выразило готовность к конструктивному диалогу с ВМС США по вопросу оптимизации приоритетности прохода американских судов через канал. В официальном заявлении ACP подтвердило свою заинтересованность в разрешении ситуации в рамках существующих правил.
Геополитический контекст
Панамский канал – не только важнейшая транспортная артерия, но и символ суверенитета Панамы. Ежегодно через него проходит более 14 000 судов, что составляет около 5% мирового морского грузооборота. В 2016 году было завершено масштабное расширение канала, позволившее пропускать более крупные суда.
Этот спор отражает более широкий контекст геополитического соперничества между США и Китаем в Латинской Америке. Пекин активно инвестирует в инфраструктурные проекты региона, что вызывает беспокойство Вашингтона и может стать одним из ключевых факторов будущих переговоров по Панамскому каналу.