Зачем отец оставил любимую дочку мёрзнуть зимой в лесу, что такое сусеки, для чего избушке курьи ножки, а Бабе-яге — ступа? Оказывается, в знакомых с детства историях зашифрована важная информация, а вы и не подозревали.
Только вообразите: сказки, о которых мы узнали в своём детстве, актуальны и сейчас, и мы продолжаем их читать нашим детям. В XXI веке трёхлетние малыши легко управляются со смартфонами, но при этом верят в истории про наивного говорящего Колобка из теста, боятся Бабы-яги, которая зачем-то детей сажает в печь, и рисуют Василису Прекрасную с озером из рукавов. Однако прочитанная сказка в детстве и во взрослом возрасте оставляет разные впечатления, глупо это отрицать. Давайте разберёмся, какой тайный смысл мы упустили в русском народном творчестве.
Почему этот сказочный персонаж перемещается таким непривычным способом? Тут всё дело в образе. Прототипом Бабы-яги были бабки-повитухи, они всегда держали при себе перст и ступу. Люди верили, что благодаря этим двум предметам можно вылечить любую болезнь, получить мир и гармонию в семье.
Если говорить о скрытом, эзотерическом значении данной сказки, то она рассказывает нам о тех знаниях, которые были накоплены предками, жившими в древние времена. Репка выступает в роли корней рода, а посадил её первопредок — тот самый дед, являющийся старейшим и мудрейшим. Бабка в этой сказке символизирует традиции дома; отец — опору и защиту семейства; мать — опеку, тепло и любовь; внучка — продолжение рода; Жучка — защиту благосостояния; кошка — благостное состояние в доме и позитивный микроклимат; а мышка — достаток.
Каждый из представленных образов тесно связан друг с другом, а все вместе они представляют одно целое. Только соединив все части вместе, человек способен достичь истинной гармонии бытия, научиться жить в состоянии потока, когда всё, что есть внутри человека, и всё, что окружает его снаружи, приходит в соответствие друг с другом. Так что сама мышь как отдельный персонаж — не главный герой, не Халк, основная сила — коллектив.
Один из самых распространённых сюжетов у восточных славян: женился старик на сварливой женщине, которая невзлюбила его дочь. Сначала мачеха пакостила и поколачивала падчерицу, потом — и вовсе решила со свету сжить. Приказала старику бросить девочку в лесу в лютый мороз. Безропотный старик так и сделал.
Если спросить детей, почему отец так поступил со своей родной дочерью, они ответят: потому что старик боялся злой женщины. Как бы не так! На самом деле сюжет этой волшебной сказки, которая учит добродетели, уходит корнями в древний славянский обряд инициации, или обряд перехода ребёнка во взрослого человека. Всех подростков отправляли на какое-то время в лес на выживание. Предполагалось, что сильный выносливый ребёнок к этому времени уже владеет всеми жизненно важными навыками. Старик из сказки обязан был отправить дочь на это испытание. Поэтому-то ленивая и избалованная дочка мачехи и замёрзла в лесу, а трудолюбивая и скромная падчерица жива-здорова, ещё и с подарками вернулась.
Это всё, конечно, классно, но что не так с покорностью Настеньки, её услужливостью и несчастным «Да, матушка!» в ответ на унижения от мачехи? Дело в том, что приз в этой сказке — богатство от Мороза, а основная идея — будь покорна и исполнительна и обретёшь богатство. Красной нитью через всю сказку идёт идея вознаграждения за «хорошее» поведение. И здесь нас недвусмысленно подводят к тому, что именно так — терпеть и помалкивать — единственно верная модель поведения. Особенно для девушки. Но ведь здесь также нет ничего обнадёживающего! Приданое Настенька себе натерпела, надрожала… а изменит ли это хоть что-то? Спойлер: нет. Диагноз «жертва» количеством материальных благ не лечится, а мужа-абьюзера можно найти и будучи в дорогом платье. Ну а после продолжить безропотно мыть полы… Правда, теперь в богатом доме. В общем, позиция вечно хорошей девчонки была обоснована вторичной выгодой и навязанными паттернами поведения.
Наши предки хоть и были те ещё фантазёры, но куриные лапы к избе они не пририсовывали. Прилагательное «курьи» происходит от глагола «куриться», т.е. «дымиться». На самом деле описывался дым из трубы домика Бабы-яги, а ног никаких не было.
Существует ещё одна версия, объясняющая нестандартное жилище лесной волшебницы. Избы на возвышенности строили финно-угорские племена, которые жили преимущественно в лесу, а из-за торчащих корней создался образ «куриной ноги». Кстати, вход был всегда со стороны леса. Считалось, что под избой живут души усопших и они могут бродить ночами по лесу. Этот факт объясняет, почему избушка вращалась по просьбе то передом к лесу, то задом.
Кстати, если углубиться в фольклор, то можно уловить ещё одну интересную деталь. Наши предки порой выставляли Бабу-ягу сторожем двух миров: живых и мёртвых. И переход из одного в другой осуществлялся через избушку, тот же мост.
На первый взгляд, в сказке для малышей полно странностей. Но смысл путешествия Колобка в том, чтобы рассказать о движении Луны. Изначально герои и место действия в сказке были другими: роль жены досталась Небу при помощи художественного приёма «антропоморфизм». Та отправилась скрести по сусекам — это всего лишь название хранилища зерна или муки — к языческому богу огня Сварогу. Испечённому Колобку, точно так же как и Луне, предстояло пройти путь по небосклону. В первоначальном варианте судьба Колобка была не столь трагична: Лиса его не съедала, а лишь откусывала кусок. Да и зверей было намного больше. Каждый, кого встречал Колобок, откусывал от него порцию — так герой приобретал форму ночного светила. Другими словами, сказка повторяет цикл лунного календаря, а в конце должно было случиться перерождение главного героя. Так вот: «Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок…»
Елизавета ТерешковаВиктория ДитрихКомментариев: 0